Уважаемые родители!

Подготовка к школе – это комплексный процесс, в результате которого ребенок должен научиться думать, развивать воображение, память, уметь правильно общаться с окружающими его людьми. Подготовить ребенка к первому классу и последующей успешной учебе помогут специалисты частной школы «Ақбұлақ» на занятиях «Малышкиной школы», которая открывает свои двери с 27 апреля 2016 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю (среда и пятница). Информация по телефону: +7 7172 269522

Адаптационный период ребенка в детском саду

Ответим на вопросы родителей.

Адаптация – это очень сложный и тяжёлый для детского организма и детской психики процесс. Переживаемый маленьким человеком стресс затрагивает жизнедеятельность и в той или иной мере нарушает нормальную работу всех основных систем человеческого организма. Неудивительно, что сильно страдает иммунитет, естественная защита ребёнка от болезней уменьшается, и он подвержен частым простудам. Болезни прерывают процесс адаптации ребёнка к детскому саду, и после выздоровления, к сожалению, он начинается заново.

Эмоциональное состояние ребенка в период адаптации.

Что постоянно испытывает ребёнок в период адаптации, – это страх. Нет ни одного ребёнка, который бы ни разу не испытывал его во время привыкания к детскому саду. Страх вызывает новая обстановка, воспитатели, другие дети и самое основное – предположение малыша, что родители не придут вечером, бросив его в детском саду навсегда. Чем легче проходит процесс адаптации, тем быстрее и чаще ребёнком начинают овладевать положительные эмоции. Радость и смех - особенно хорошие признаки того, что конец привыкания не за горами. Чем более общителен от природы ребёнок, тем более быстрой будет его адаптация. Общительность может полностью исчезнуть в первые дни посещения детского сада. Через какое-то время она постепенно вернётся, но сначала ребёнок сам начнёт проявлять инициативу в общении с другими взрослыми. Обычно это обращения к воспитателям с просьбой отвести домой. Переломный момент наступит, когда ребёнок установит контакты со сверстниками из группы.

Почему у ребенка возникают отрицательные эмоции?

Отрицательные эмоции присутствуют у всех привыкающих к детскому саду детей, даже если период адаптации проходит быстро и гладко. Всё внимание ребёнка в это время сосредоточено на ожидании родителей, на приходящих людях, дверях. Обманутые ожидания могут вызвать плач и истерику. Потом ребёнок вновь впадает в безучастное состояние. В первое время после начала посещения детского сада, когда ребёнка отвлекают новые игрушки, он может проявлять заинтересованность и «забывать» о своём горе, но в последующие дни, когда малыш уже всё изучил, его эмоции вновь сосредотачиваются на негативных впечатлениях. Он может постоянно хныкать, либо плач может проявляться приступами. Частенько дети, плачем поддерживают всех расстроенных расставанием с родителями новичков (плач «за компанию»). Самым стойким и длительным проявлением депрессии является хныканье.

Почему в период адаптации у ребенка нарушается речь?

Малыш начинает говорить односложными предложениями, кратко. При более лёгкой адаптации речь практически не меняется, но тяжёлое привыкание оказывает влияние на процесс говорения. И даже при лёгкой адаптации ребёнок не может в это время запоминать достаточное для его возраста количество новых слов.

Есть ли нарушение сна в период адаптации?

В первое время ребёнок совершенно не может уснуть днём. Часто он сидит на кровати и плачет. Потом с течением времени постепенно малыш начинает забываться беспокойным сном с частыми пробуждениями. Спокойный нормальный сон приходит только после закончившейся адаптации.

Как влияет адаптация на аппетит?

Под воздействием стресса ребёнок может почти полностью отказываться от еды в детском саду. Изредка возможна обратная ситуация: резкое усиление аппетита. Чем больше ребёнок привык и освоился, тем больше его аппетит возвращается к обычной норме. Не пугайтесь, если в процессе адаптации ребёнок похудеет. Освоившись, он вернёт себе потерянный вес и будет в дальнейшем набирать его в процессе роста и развития. Иногда также во время адаптационного периода у ребёнка без всяких простуд повышается температура.

Причины стресса у ребенка?

Стресс в период адаптации вызван разлукой с родителями. Ребёнок может воспринимать её как предательство, как признак ненужности и свидетельство того, что его бросили, отдали чужим тётям. К тому же ребёнок не знает, как вести себя в новых условиях, он переживает, что его действия не будут одобрены окружающими детьми и воспитателями, что над ним будут смеяться. Страх потери, страх неизвестности и страх неодобрения вызывает сильный стресс. Тяжёлая и длительная адаптация у детей, постоянно прерываемая болезнями, может даже никогда не закончится или занять целые месяцы. Преодолеть тяжёлую адаптацию к детскому саду ребёнку должны помочь совокупные усилия родителей, воспитателей и педиатров в поликлинике.

Все ли дети обречены на страдания, вызванные тяжёлым адаптационным периодом?

Нет, не все. У некоторых детей адаптация к детскому саду проходит быстро и легко, занимая пару недель. Ребёнок не болеет, поведение его меняется совсем чуть-чуть и ненадолго, не вызывая беспокойства его родителей. Также адаптация может быть не лёгкой или тяжёлой, а «средней». Она занимает обычно больше месяца и сопровождается периодическими болезнями малыша. Болезни оканчиваются без осложнений, отличаясь по этому признаку от болезней, сопровождающих тяжёлое протекание адаптации. Здесь существенную помощь может оказать следование врачебным рекомендациям по закаливанию детей и укреплению их иммунитета. Родителям следует помнить, что дети, пережившие тяжёлую адаптацию к детскому саду, как правило, долго и болезненно привыкают в дальнейшем к школе.

Рекомендации родителям

  • Чем можно помочь ребёнку, чтобы облегчить привыкание?
  • Нужно заранее проконсультироваться у участкового врача, насколько тяжёлой ожидается адаптация у ребёнка, и начинать подготовку. Проводите назначенные врачом оздоровительные мероприятия.
  • Воздержитесь от нелестных высказываний в адрес детского сада или воспитателей в присутствии ребёнка.
  • Не поленитесь заранее узнать расписание режима дня в детском саду, чтобы загодя обеспечить ребёнку такой же.
  • Обязательно занимайтесь закаливающими процедурами. Выберете детский сад по месту жительства, чтобы не возить далеко ребёнка и чтобы он мог там встретить знакомых по детской площадке ребят.
  • Загодя познакомьте ребёнка с воспитателями и детьми из детского сада, куда он собирается пойти.
  • Создавайте у ребёнка положительные ожидания от ещё незнакомого ему детского сада.
  • Ни в коем случае не пугайте малыша садиком, нельзя, чтобы он считал посещение детского сада наказанием.
  • Расскажите ребенку, почему ему необходимо посещать детский сад, обязательно отметив, что он уже достаточно взрослый для такого серьёзного дела.
  • Расскажите ему о предстоящей временной разлуке, подготовьте, чтобы потом это не стало шокирующей новостью.
  • Дома не забывайте приучать ребёнка к самостоятельности и самообслуживанию.
  • Перед посещением детского сада не нервничайте сами, так как Ваша тревога легко передастся малышу.
  • Договоритесь на работе о таком графике, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада не оставлять его там на целый день, пораньше забирать домой.
  • Постоянно твердите ребёнку, что Вы его любите и дорожите им, как и раньше, что ничего не изменилось. При этом следите, чтобы в семье была благополучная психологическая обстановка.
  • Выспрашивайте ребёнка, как прошёл его день в саду. При этом задавайте простые вопросы (Что было на обед? Во что вы играли? Чему вас учила воспитательница?).
  • Об особенностях индивидуальности и характера малыша сообщите врачу и воспитателям как можно раньше.
  • Не балуйте ребёнка, не кутайте его слишком сильно в детский сад, не наказывайте его за капризы, пока он испытывает стресс. Не обращайте внимания на его выходки. Следите, чтобы по выходным дням режим дома оставался таким же, как в садике.